Представитель Национальной Ассоциации Заслуженных врачей и наставников на Дальнем Востоке, руководитель Регионального Центра компетенций в области управления качеством и безопасности медицинской деятельности Ольга Яковлевна Перова (г.Владивосток):

– Ни для кого не секрет, что государственная медицина испытывает колоссальный дефицит кадров. Проблема стоит настолько остро, что в региональном проекте Приморского края на 2019-2024гг. «Здравоохранение» выделено отдельное направление – «Обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами». К сожалению, часто приходится сталкиваться ситуацией, когда выпускники профильных университетов, которых медучреждение взяло «под крыло» во время студенчества и интернатуры, растворяются в частных клиниках или вовсе уходят из профессии, толком даже не прочувствовав ее.

Приходится тщательно анализировать, чего же не хватает молодым специалистам в системе здравоохранения? Давайте согласимся, что сегодня государство предоставляет значительные бонусы для дальнейшего профессионального роста. Так в чем же «слабое звено»? Думаю, одно из них – в недостаточном внимании к процессу адаптации «новеньких» в медучреждении. Перед молодыми людьми встает огромное количество вопросов. Не только профессиональных (а ведь первые пациенты – это всегда стресс, я это помню и по собственному опыту), но и по многим другим направлениям. Как ориентироваться в сложной логистике внутри медучреждения? Где познакомиться со своими должностными обязанностями? Как правильно строить отношения внутри коллектива? Нюансов достаточно. Поэтому очень важно, чтобы рядом с молодым человеком был специалист, которому он может задать вопрос в любое время. Это хорошее подспорье для любого начинающего доктора.

Конечно, у нынешних выпускников медицинских вузов есть база знаний, возможно, даже более свежая, чем у нас. Тем не менее, они не всегда умеют на практике применить свои знания. Здесь-то и важен наставник, который поможет объединить научные познания с практическим опытом, сформировать необходимое в медицине клиническое мышление, обучить самостоятельной работе, навыкам приема пациентов, общению с его родителями и родственниками, милосердию, профессиональному долгу, ответственности за свою работу, умению принимать решение.  Однако далеко не каждый талантливый врач или умелая медсестра хочет или может быть хорошим наставником. Как не ошибиться в его кандидатуре?

Кроме того, не вижу ничего зазорного в ситуации, если многие вопросы будут отданы менеджеру по персоналу, профессионалу даже не из медицинской среды. Знакомясь с опытом других регионов, мы видим, что такой подход дает неплохие результаты, вовлекая молодежь в общественную жизнь, знакомя с традициями их медорганизации.

Взаимосвязь простая. Если уделять новичкам максимум внимания и человеческого участия, можно сократить период адаптации молодых специалистов, свести к минимуму возможное разочарование от первой встречи с практической медициной. Когда молодой специалист будет чувствовать себя на рабочем месте комфортно, значит, больше интереса и энергии сможет уделять самостоятельной трудовой деятельности и совершенствовать знания в профессиональной сфере.

И все же на этом пути немало барьеров, подводных рифов. Поэтому очень хочется узнать о практиках наставничества в других регионах. Надеюсь, этому будет способствовать проект НАЗВН «Наставничество в медицине», развитие которого происходит сегодня с участием многих авторитетных специалистов страны.