стопкоронавирус.рф
  • +7 (495) 235-90-03
    Для звонков в рабочее время
  • info@nazvr.ru
    В любое время

О наставничестве в государственных медицинских организациях

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Наставничество — общественное явление, направленное на совершенствование качества индивидуального обучения молодых специалистов. Наставничество представляет собой школу профессионального воспитания, являющегося одним из основных разделов воспитательной деятельности трудового коллектива.

Наставничество является кадровой технологией, обеспечивающей передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного медицинского работника менее опытному.

1.2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, повышение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов (врачей, медицинских сестер) в первые два года их работы в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.

1.3.      Наставником может стать любой специалист системы здравоохранения, имеющий квалификационные категории первую “Н” либо высшую “Н”. Статус “наставник” (со всеми стимулирующими выплатами) может получить специалист системы здравоохранения, имеющий квалификационные категории первую “Н” либо высшую “Н” при условии, что он является действующим наставником у 2 и более молодых врачей.

1.4. Кандидаты в наставники, помимо соответствия общим квалификационным требованиям, должны обладать следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение разрешать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.

1.5. Наставником для молодого специалиста в амбулаторном звене может стать только врач, сам работающий в амбулаторном звене (либо имеющий опыт работы не менее 5 лет), аналогично для стационарного звена. Сотрудник дневного стационара может быть наставником как для специалиста амбулаторного, так и стационарного звена.

1.6. Органом, регулирующим наставничество в медицинской среде является совет наставников. В совет входят представители регионального министерства здравоохранения, заслуженные врачи РФ, члены региональных отделов Национальной Медицинской Палаты.

Заседания совета наставников проводятся не реже 1 раза в 3 месяца, во время которых подтверждается статус “наставник”, проверяются отчетные документы наставников и наставляемых, производится замена наставников у наставляемых.

Соглашение между наставником и наставляемым заключается сроком на 1 год, с возможностью продления до 3 лет (в соответствии со статусом “молодой специалист”).

Наставничество состоит из 2 уровней:

  1.  Обязательный. В соответствии с ним специалист, закончивший интернатуру, ординатуру или получивший первичную специализацию обязан в течение 1 года быть наставляемым по месту работы. В конце года молодой специалист сдает экзамен совету наставников, состоящий из 2-х этапов: теоретического и практического. В рамках теоретического этапа оценивается уровень знаний молодого специалиста, ориентирование его в основных нозологиях по специальности, способность профессионально оценить состояние больного, правильно провести диагностику и лечение. В рамках практического экзамена оцениваются практические навыки в рамках специальности, переданные наставником за прошедший год.
  2.  Добровольный. В соответствии с ним специалист, прошедший обязательный этап может продлить соглашение о наставничестве сроком до 3 лет.

1.7.            Критериями соответствия роли наставника следует считать умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии; готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде; способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.

Сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, привлекать к наставнической работе на период действия данного взыскания не рекомендуется.

1.8. Критериями работы наставника являются владение технологией воспитательного процесса, умение осуществлять функции управления в виде целеполагания наставляемого, мотивации и планирования его обучения и достижение цели в запланированные сроки.

1.9. Утверждение кандидатуры наставника производится организационно-распорядительного документом совета наставников не позднее двух недель со дня назначения на должность молодого специалиста. Основанием для издания организационно-распорядительного документа является служебная записка заведующего структурным подразделением, главной медицинской сестры, заместителя руководителя медицинской организации при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста, в отношении которого будет осуществляться наставническая работа.

1.10.  Замена наставника производится согласно организационно-распорядительному документу руководителя медицинской организации:

— при прекращении наставником трудовых отношений с медицинской организацией;

— при переводе (назначении) наставника или молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое отделение медицинской организации или на иную должность;

— при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;

— по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

1.11. На весь период наставничества между наставником и молодым специалистом заключается письменное соглашение о безусловном выполнении обязанностей обеими сторонами.

1.12. Наставник совместно с молодым специалистом разрабатывает индивидуальную программу наставничества (приложение № 1), и в дальнейшем оценивает эффективность ее выполнения.

1.13. В течение десяти календарных дней по окончании срока обязательного этапа наставничества, установленного организационно-распорядительным документом за подписью руководителя медицинской организации, наставник готовит заключение об итогах выполнения индивидуальной программы наставничества (приложение № 3), которое согласовывает с заместителем главного врача и представляет совету наставников. При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.

1.14. Заключение об итогах выполнения индивидуальной программы наставничества после его рассмотрения руководителем медицинской организации приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.

1.15. Наставникам могут устанавливаться дополнительные стимулирующие выплаты из фонда оплаты труда медицинской организации в соответствии с локальными нормативными актами.

При отсутствии в медицинском учреждении специалистов, имеющих квалификационные категории первую “Н” либо высшую “Н” и желание быть наставником, наставником для молодого врача может стать любой специалист региона, обладающий вышеуказанными требованиями  посредством дистанционного наставничества.

Врач, в настоящий момент не являющийся сотрудником учреждения системы здравоохранения (находится на пенсии, в декретном отпуске (при условии, что медицинский стаж не прерывается)), может быть наставником посредством дистанционного наставничества, при этом не получая стимулирующие выплаты из бюджетных средств (возможны выплаты из внебюджетных источников финансирования).

Врач, имеющий квалификационные категории первую “Н” либо высшую “Н” должен регулярно проходить курсы повышения квалификации в школе наставников.

2. ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.

2.2.  Воспитание их на примерах работы лучших работников медицинской организации.

2.3. Ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению.

2.4. Организация и проведение праздников (первый рабочий день, чествование передовиков и ветеранов здравоохранения).

2.5.  Использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставничество.

2.6.  Ознакомление с условиями быта и оказание моральной поддержки молодому специалисту по его просьбе в решении сложных для него ситуаций.

2.7.  Вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы.

2.8. Формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.

2.9. Постоянное совершенствование форм и методов наставничества.

2.10.      Изучение и внедрение передового опыта наставничества других организаций здравоохранения.

2.11. Ведение установленной документации (индивидуальная программа наставничества, дневник наставника и др.).

2.12. Подведение итогов работы по наставничеству за год.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Положением о наставничестве, должностной инструкцией.

1) Наставник обязан:

—   максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;

—   разработать совместно с молодым специалистом индивидуальную программу наставничества и оценивать ее эффективность с регистрацией результатов в дневнике;

—   просто и доступно обращать внимание молодого специалиста на проблемных для него вопросах и своевременно их устранять, ненавязчиво поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства, уметь выслушать;

—   получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;

— содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в медицинской организации, в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;

— передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

— периодически сообщать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине, результатах его профессионального становления;

— составлять заключение об итогах выполнения молодым специалистом индивидуальной программы наставничества.

2) Наставник имеет право:

—   при решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста:

—  принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.

3.2. Молодой специалист обязан:

—  выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;

—   в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить Устав медицинской организации, получить и использовать в работе необходимую информацию о действующих законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность организации и конкретного специалиста;

—   максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в организации;

—   проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

—   дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:

—   пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;

—    в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему структурным подразделением.

Права и ответственность наставников и молодых специалистов основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.