В январе 2020 года окончательно вступили в силу последние поправки для поступления в ординатуру. Согласно заявлению Владимира Путина, ординатура должна стать на 100% целевой на дефицитных направлениях. 

Эксперт Национальной Ассоциации Заслуженных врачей РФ, Ректор корпоративного Университета сети медицинских клиник «Семейная», профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии  Первый МГМУ им.И.М.Сеченова, акушер-гинеколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук  Бахтияров Камиль Рафаэльевич рассказал о возникших проблемах для будущих медиков при поступлении в ординатуру.

Подготовка будущих докторов – процесс сложный и многоуровневый, он не завершается окончанием высшего учебного заведения. Практические навыки работы по выбранной специализации выпускники медицинских вузов проходят в ординатуре. Лишь по ее завершении узким специалистам разрешается самостоятельно заниматься лечебной практикой. Поступить в ординатуру стремятся большинство вчерашних студентов-медиков, однако ограниченное количество мест и часто меняющиеся условия приема могут стать непреодолимым препятствием на пути к желанной цели

Ранее для поступления в ординатуру необходимо было сдать экзамен по выбранной специальности в выбранной студентом образовательной организации. Несколько лет назад поступление в ординатуру решили привести к единому стандарту по типу Единого государственного экзамена после окончания средней школы. Сегодня студенты сдают тест (максимально можно набрать 100 баллов), демонстрируют свои практические навыки и получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения. В результате всего вышеперечисленного формируются конкурсные списки в ординатуру. На первый взгляд, всё сделано отлично и должно работать без сбоев. Однако, как и всегда, всё новое требует серьезной доработки. В порядке поступления в ординатуру существует определенные проблемы, о которых стоит сказать.  Сегодня любой студент вне зависимости от его знаний по данному предмету (даже если он елееле получил «удовлетворительно» на экзамене по данному предмету в течение обучения в университете), может поступить на любую специальность, если наберет необходимое количество баллов.

Отдельно надо поговорить о начислении рейтинговых баллов. Если с тестом всё более-менее понятно, то с баллами за индивидуальные достижения возникают вопросы. Порядок начисления баллов меняют фактически каждый год, за счет чего студенты не могут понять, куда стоит направить свои силы. Например, ранее много баллов давали за участие в конференциях и научные статьи – соответственно, студент для того чтобы поступить в заветную ординатуру изо всех сил старался участвовать в научной работе университета. Но вот наступает февраль-март его выпускного года и правила резко меняются – баллы начинают давать за работу средним медицинским персоналом, врачом-участковым и волонтерство. И старательно идущий к цели студент остается «за бортом», так как он уже никак не успеет отработать положенный срок.

Недавно было рекомендовано давать дополнительные баллы за работу с COVID-19, что абсолютно правильно. Однако, ничего не сказано про младший медперсонал. А ведь многие студенты устроились в это нелегкое время именно санитарами и помощниками медсестер и самоотверженно помогали медиками в борьбе с инфекцией.

Ординатура 2020-2021 подлежит серьезному реформированию. Профессионалов в области оказания медицинской помощи ждут иные правила приема и условия повышения квалификации. Положительным моментом для них станет увеличение количества бюджетных мест, отрицательным – практически полное отсутствие возможности совмещения обучения и работы. Почти все направления ординатуры (неврология, акушерство и гинекология, терапия и др.) стали на 100% целевыми. А это значит, что те контрольные цифры приема, которые ранее выделялись на бюджет и целевое, стали полностью целевыми.

Студенты встали перед выбором либо они сами платят за своё обучение, либо берут направление из кого-то Департамента Здравоохранения соответствующего субъекта РФ. Обучение стоит достаточно дорого и не все студенты, которые многие годы идут к своей мечте, могут себе это позволить. Казалось бы, пусть тогда берут целевое. Но с этим видом поступления существует ряд проблем. Для того чтобы иметь возможность участвовать в конкурсе необходимо получить «гарантийное письмо» – документ, подтверждающий, что такая-то медицинская организация обязуется трудоустроить специалиста после окончания обучения.

Однако, нет прозрачной системы: когда, как и кому можно получить направление от данной медицинской организации. Организации не проводят конкурсный отбор, не оповещают на официальных ресурсах о том, что готовы отправить студентов для прохождения целевой ординатуры. Не понятно, как главный врач должен решить, кому дать направление, если к нему пришли пять студентов, а направления у него всего три. В результате, все целевые места из «хороших» медицинских центров распределяются между «своими». И в итоге, в ведущие научно-исследовательские медицинские организации не могут попасть студенты, которые действительно этого достойны, которые уже со студенческих лет участвуют в научной работе, пишут статьи, публикуются в международных журналах.

Процесс получения целевого направления не отработан. Нет единых правил и дорожной карты, что нужно делать студенту, желающему взять такое направление. Кроме того, как правило, для получения целевого нужна ещё и прописка в субъекте, от которого Вы берете направление. То есть студент из Уфы, который учится в Москве уже шесть лет и подает большие надежды, но который прописан в Уфе, не имеет взять направление от Департамента Здравоохранения города Москвы, чтобы работать после окончания ординатуры в столице.

Также возникают проблемы и на уровне Департаментов здравоохранения регионов. Не определено, по каким критериям можно выдавать целевое, если желающих получить его больше, чем квота. Если мы хотим вырастить настоящих профессионалов, то к процессам реформации правил подготовки будущих медиков необходимо привлекать представителей врачебных Ассоциаций и  практикующих медиков, которые бы способствовали беспристрастности и прозрачности  процесса поступления в ординатуру.